заранее извиняюсь за бестолково написаный ответ. к сожалению времени нет ни на что, и толком не спал уже пару ночей.
плюс хочу заметить, что все нижеописанное - из личного опыта. так как на камнях или гальке у меня мало опыта, все нижеописанное может быть малоприменимо к камням или гальке.
1.8 "в сухую"? с кассетой? с покрышками?
если в сухую, то мавик кроссленд (тот который посередине) уже там. минус спицы хитрые. плюс - мавик жесткий, вел будет легче ощущаться.
если с кассетой, то кассета это еще как минимум 300 грам, т.е. из "бюджета" в 1.8 остается 1.5 в сухую. это мало для мтб колес, уже близко к топовым колесам. что нибудь типа "ободья зтр на легких втулках, например 240", или же мавик кроссмакс (или даже кроссмакс слр).
к вопросу о покрышках, согласен абсолютно. покрышки меняют ощущения.
однако в покрышках находится компромисс: зачастую приходится выбирать, нужны ли более "цепкие" или более "катучие". к примеру мои любимые невегаль+блю грув весят 700 за штуку. вроде бы легкие - но это 2.1. т.е. кенда - тяжело (хотя хорошо). я хочу перейти на 2.0 или 1.9. у меня лежит пара покрышек от хатчинсона, они офигенно быстрые на подьеме но не очень цепкие. я еще не решил для себя, хочу ли я перейти на них. хатчинсон, ральф или же ларсен тт - вроде бы покрышки 2.0 тюблес могут весить где то 550 со всем. если легкие. но у них наверняка будут слабые стенки, т.е. можно порвать об камни. для меня это менее проблематично, для тебя наверное более.
wtb веирвольф 2.1 хорошо катил...
еще такая тема про покрышки: если резина с "быстрым отскоком" то она будет катить легче, но и цепляться хуже. "медленная" резина будет цеплятся лучше, но будет катить хуже. DTC - двойной компаунд - обещают что и то и то, т.е. на поворотах будет цеплятья, а по прямой - катить.
оффтоп (в какой то мере):
плюс еще такой аспект, который роман совсем не упомянул, но я на своей шкуре очень даже чувствую. правильная посадка сильно помогает. прилагаемо к подьемам, посадка - в центре велосипеда, пониже. не спрашивайте почему.
в последнее время я перевернул себе вынос (90мм) вниз. реально помогает на подьемах. если я правильно понимаю (скорее всего нет, так как чего то слышал, но не разобрался толком), "низкие" плечи позволяют мышцам живота дать больше сопротивления ногам (чтобы ноги толкали только педали, а не туловище). Кроме того при опущеном торсе ягодицы более эффективно толкают педали. но это уже кантрийная специфика.
продолжая оффтоп, плюс нужно понять, как твои ноги дают максимум мощности (положение седла). я скопировал положение седла с шоссейника, на котором меня "примеривали" и испытывали в ателье. на этом деле можно наоптимизировать несколько процентов мощности (за счет более эффективного приложения сил). я слышал цифры "до 10 процентов", что в приложении ко мне даст аналогичный прирост как и сбрасывание 10 процентов с тела и вела. практически это выразиться что буду меньше уставать на подьемах.
(/оффтоп)
еще такой аспект
если сильно давишь на педали то нужно чтобы шатуны/каретка были бы жесткими. и задний треугольник, и колесо.
если легонько "вентилируешь" то это менее важно. вообще, чем более круглое педалирование, тем легче вел пойдет вверх. это из за физики: рваное педалирование - это постоянные микроразгоны и микроторможения. чем больше масса вела, тем большую массу нужно будет микроразгонять
к колесам это относится в первую очередь и в большей мере, чем например к каретке
еще такой аспект
жесткие подошвы на туфлях
перейдя с туфлей с относительно мягкой подошвой (спеш тахо) на спеш с жесктой подошвой (спеш бг комп мтб) сразу получил прибавку в мощности.
насчет легкого прочного вилсета.... это так всегда на шоссе... на машине... топовые колеса стоят столько что слов нет, одни эмоции.
извиняюсь за ошибку: не кроссленд а кросстрейл:
http://www.mavic.com/mtb/products/crosstrail-disc.995198.1.aspx
про чейн: мужик с которым я тренируюсь катается на таких вот:
http://www.chainreactioncycles.com/Models.aspx?ModelID=28129он весит 110 кг, и где то 190 см. он катается на них трейлы, и гоняется. рассказывал что на гонке downieville classic он был очень приятно удивлен поведением колес.