Форум velik.org
Велосипед и все что с ним связано => Железо => Тема начата: jazz от 14 Июня 2008, 02:29:27
-
Изза большего момента торможение вибрейками еффективнее дисков. Кроме того, при торможении вибрейками нет нагрузки на спицы, как это в случае с дисками, а при удвоенных нагрузках (+ тандем чаще всего используется в туринге и поетому нагружен ещё барахлом на двоих) спицы будут перенапрягаться..
То что диски якобы "мощнее" вибрейков - булщит. Как говорит Бедолага - маркетинговый трюк. Приемущества у дисков есть, но никак не в "мощности". Эта тема уже нираз обсуждалось.. :evil6:
-
Изза большего момента торможение вибрейками еффективнее дисков. Кроме того, при торможении вибрейками нет нагрузки на спицы, как это в случае с дисками, а при удвоенных нагрузках (+ тандем чаще всего используется в туринге и поетому нагружен ещё барахлом на двоих) спицы будут перенапрягаться..
То что диски якобы "мощнее" вибрейков - булщит. Как говорит Бедолага - маркетинговый трюк. Приемущества у дисков есть, но никак не в "мощности". Эта тема уже нираз обсуждалось.. :evil6:
jazz, тема интересна и многогранна. Думаю, что надо это в "Железо" резануть.
Изза большего момента торможение вибрейками еффективнее дисков - чем меряли, если не секрет? В расчетах учитывали коэффициент трения дисковых колодок и в-брячных? Учитывалась ли разница рабочих поверхностей (люмить - сталь)? Проводились ли замеры с различными роторами?
Блин, я аж задумался... Темпо ждет мои в-бряки, а у меня метания :)
-
Блин, я аж задумался... Темпо ждет мои в-бряки, а у меня метания :)
Нефик метаться! Тыщу лет люди тормозили "торпедой" внутри втулки, и спицы у них не рвались. Хорошо настроенные ви-брейки по эксплуатации примерно равны каким попало дискам. Но ведь ви-брейки - нужно еще настроить! А диски - помучился, да и ездишь...
И вообще. Эти войны - как интель - АМД...
-
Бедолага
Если сравневыемые диски и вибрейки будут из той же ценовой категории, то я для тебя же надеюс что ты сомной согласишья в том, что линоль вибрейк куда проще (и меньше сил нужно вложить) чем при случае с дисками.
Помнется кто то как то подумывал о пакупке гидравлических вибрейков. А именно такие можно сравнивать с гидоро-дисками. А механ. диски гавно такое, что кроме "маркетинга" и понтов в голову никакого обьяснения им не приходит.
Режь хоть в железо хоть во флейм, но факт остаётся фактом: выробавшийся стереотип по поводу приемучества и "мощности" (что это такое?) дисков над вибрейками (не без помощи маркетинга ессесно) дурит голову не только тебе, но и остальным 95% пользователям всемогущих дисков..
-
факт остаётся фактом: выробавшийся стереотип по поводу приемучества и "мощности" (что это такое?)
Диски останавливают мой велосипед на ЛЮБОМ (проезжаемом для меня) спуске.
А ви-брейки - только очень хорошие. При моей привычке ездить на всяком дерьме со свалки - диски однозначно рулят.
дисков над вибрейками (не без помощи маркетинга ессесно) дурит голову не только тебе, но и остальным 95% пользователям всемогущих дисков..
Да хрен с ним - пусть дурят. Когда придумают барабанные колодки внутри оси - я с удовольствием поставлю даже их... Потому, как их прообразы придуманы людьми в те времена, когда никто не думал о технологичности (дешевизне) изделий... А только об эксплуатационных качествах...
-
Бедолага
Если сравневыемые диски и вибрейки будут из той же ценовой категории, то я для тебя же надеюс что ты сомной согласишья в том, что линоль вибрейк куда проще (и меньше сил нужно вложить) чем при случае с дисками.
Диски останавливают мой велосипед на ЛЮБОМ (проезжаемом для меня) спуске.
А ви-брейки - только очень хорошие. При моей привычке ездить на всяком дерьме со свалки - диски однозначно рулят.
1. Нормалные вибрейки стоят в 4-5 раз дешевле дешевых механических дисков и где то на порядок дешевле дешевых гидравлических дисков.
2. Я не слышал ещё что бы кто то жаловался на то, что не может остановить вел вибрейками (если они с нормальными колодками). А вот на щёт дисков скажу одно, что на ШИ впереди мне поменяли тормоз на гидравлический, хаес соул, и скажу я что он не останавливал велик на спуске без помощи заднего тормоза, не смотря на то что торможение передним куда ефективнее заднего. Кроме этого были ещё жалобы от дисковых тормозов от других пользователей, которые не хотели жловаться публично. И если уже на то пошло, то нормальный продавец в магазине сам тихонько на ухо скжает, что лудше нормальные вибрейки чем дешовые диски..
3. Я сам пользуу гид. диски после годового использования вибрейков. На вибрейки переходить не собираюсь (во всяком случае не на горном веле), и я не являюсь придерженцом вибрейков (или хардтеилов, как скорее всего думают на форуме), я всего лишь говорю что вибрейки - останавливают колесо быстрее дисков и с меньшими нагрузками на колесо (без нагрузок на спицы, но с большей нагрузкой на вилку/раму).
4. Больше катайтесь
-
1. Нормалные вибрейки стоят в 4-5 раз дешевле дешевых механических дисков и где то на порядок дешевле дешевых гидравлических дисков.
Согласен.
2. Я не слышал ещё что бы кто то жаловался на то, что не может остановить вел вибрейками (если они с нормальными колодками).
Когда я начал ездить ЗДЕСЬ - речи о нормальных колодках уже не было. Колодки ценой с велосипед? - уж лучше сменить вел целиком, заодно и диски попробовать... А бесидан колодками не останавливался...
А вот на щёт дисков скажу одно, что на ШИ впереди мне поменяли тормоз на гидравлический, хаес соул, и скажу я что он не останавливал велик на спуске без помощи заднего тормоза, не смотря на то что торможение передним куда ефективнее заднего. Кроме этого были ещё жалобы от дисковых тормозов от других пользователей, которые не хотели жловаться публично.
Я менее скромен - я публично ору: "колодки - ИМХО - ненадежны!!!"
И если уже на то пошло, то нормальный продавец в магазине сам тихонько на ухо скжает, что лудше нормальные вибрейки чем дешовые диски..
Увы - соглашусь...
3. Я сам пользуу гид. диски после годового использования вибрейков. На вибрейки переходить не собираюсь (во всяком случае не на горном веле), и я не являюсь придерженцом вибрейков (или хардтеилов, как скорее всего думают на форуме), я всего лишь говорю что вибрейки - останавливают колесо быстрее дисков и с меньшими нагрузками на колесо (без нагрузок на спицы, но с большей нагрузкой на вилку/раму).
Теория - теорией, но на практике...
4. Больше катайтесь
Спасибо! Золотые слова! И я всем : ....
-
jazz
На нахаль Перес и я и Лёня не могли под конец спуска остановится на в-брейках, от них воняло палёной резиной и они не тормозили совсем!
Мы вынуждены были стоять и джать пока они остынут.
Удисков тоже возможен перегрев, но его граница НАМНОГО дальше.
=> для тех кто много весит или катается с преобладанием спусков - диски лучше.
А назовёшь ты это мощностью или большей выносливостью или ещё как, мне лично совсем всё равно :)
-
Мы вынуждены были стоять и джать пока они остынут.
Ого , у меня такого никогда небыло! Ну раз так то диски таки рулят (хоть и странно ;) )
У меня только странный шум появлялся, но колодки были "4 за 10" или "1+3 в подарок", или что то в этом духе. (в розене короче).
Темнимение туринговые велы диски не пользуют, а это очём то говорит .. всётаки если при спуске с 3км на 1км высоты вибрейки не выдержат 120-150кг вел - будет плохо, возможно даже смертельно плохо..
-
Если сравневыемые диски и вибрейки будут из той же ценовой категории
Порадовал. Надо очень постараться, чтобы такое для тестирования заиметь.
что линоль вибрейк куда проще (и меньше сил нужно вложить) чем при случае с дисками.
Не совсем понял о чем речь. Если таки надо остановиться, то заблокированное колесо не есть оптимальный вариант.
Эффективность тормозов подразумевает не только усилие, но и модуляцию. У меня с в-бреками такой опыт - как только я добился хорошего тормозного усилия, то я нафиг потерял модуляцию. Очень нехорошая штука получилась - через руль уйти было проще простого.
Из минусов дисковой гидравлики вижу дороговизну, сложность и вес. Если эти факторы не определяющи, то дисковая гидравлика - наше все.
Раз уж про ободную гидравлику речь зашла, то полазь по Сети и посмотри область применения подобных вещей. В основном - триал. Хотел ставить только из-за того, что конструкция "веселенькая".
-
jazz
У меня тоже такое было один раз - больше испытывать такого не хочу!
Кстати, диски Аль-камино тоже один раз отличились подобным... и не смотря на то что они продолжали тормозить(хоть и хуже), они тоже были сразу мной заменены на более перегревоустойчивые дисковые тормоза.
-
А механ. диски гавно такое, что кроме "маркетинга" и понтов в голову никакого обьяснения им не приходит.
Режь хоть в железо хоть во флейм, но факт остаётся фактом: выробавшийся стереотип по поводу приемучества и "мощности" (что это такое?) дисков над вибрейками (не без помощи маркетинга ессесно) дурит голову не только тебе, но и остальным 95% пользователям всемогущих дисков..
Извини у меня мех.диски. и Я ими вполне даволен!!! ;D Нет проблем на спусках, держат колесо 100%. Работают чётко и быстро, так что переходить на гидравлику ещё думаю потому что моя механика свою работу делает на УРА :angel8:
Я думаю что диски это не маркетинг. а прогрес в вело спорте. Короче вибрейки это вчерашний день. ;)
-
А я ставил как-то себе ободную гидравлику. При нажатии на тормоз рама расходилась. Требовала установки бустера - это что-то типа подковы крепящееся к болтам на раме или к креплению в-брейков. Для классического краеведческого фрирайда вещь абсолютно не подходящая.
-
Об этом то речь и шла изначлаьно. :evil6: Я не ставлю вибрейки в приоритет дискам или наабарот, а лишь говорю что вибрейки, остановят тандем не хуже дисков. И это сказано было к тому что многие щетают вибреки "недостаточно тормозящими" и это не правильно.
homey
А диски это прогресс, однозначно! только я не вижу связи к теме. К стати у меня есть компутер, которому 11 лет, и моей маме его хватает, и она им вполне довольна. ;)
модераторам: не все знают с чего началсь дискуссия на тему дисков.
получилось якобы я открыл тему и начал наежахть на диски. примерно так оно и было >:D , но не на ровном месте, а на вопрос, (по моему мнению) с ложным восприятием возможностей вибреиков и дисков. - такала. :evil6:
-
Темнимение туринговые велы диски не пользуют, а это очём то говорит .. всётаки если при спуске с 3км на 1км высоты вибрейки не выдержат 120-150кг вел - будет плохо, возможно даже смертельно плохо..
Почитай внимательно форумы туристов (если не ошибаюсь то на велопитере была страниц этак на 10 дискуссия на эту тему) и ты поймешь, почему в турингах не используют гидравлику. Одна из самых серьезных причин это невозможность в походных условиях отремонтировать гидротормоза. Вторая немаловажная причина это вес. А еще есть куча маленьких типа того что сумка висящая на багажнике протираеться от диска и т.д. и т.п.
-
Мне уже не надо читать велопитер, что бы знать о протерании сумок ремонте железа и прочим радостям. >:D
Ну на щёт гидравлики - это да, но механические диски ченить таки не сложнее вибрейков (или я ошибаюсь?). В любом случае если в какой то момент вебрейк откажет (как это было в случае с Барбой) то протерании диском сумки - можно решить.. темнимение всё же остаются вибрейки.
Всё конешно не однозначно.
-
Мне случалось кататься на одних и тех же маршрутах как с клещевыми тормозами, так и с мех. дисками. Маршруты - в основном синглы, требующие торможения только указательными пальцами для сохранения управления(на самом деле, я только так и торможу всегда). Поэтому могу сравнивать. И те тормоза, и эти обязанности свои исполняют, хотя несколько по-разному. Торможение клещевыми более размазанное, они, в отличии от дисков, не "кусают". После дисков они требуют определённого времени на привыкание, но, когда уже привык, разницы по сути дела нет. Я, кстати, довольно часто умышленно блокирую колёса, никакой трагедии в этом не вижу, если хватает равновесия, чтобы не терять управление.
Разница между беспородными и породистыми колодками для клещевых очень ощутима, при этом даже породистые стоят вдвое дешевле колодок для дисков, а служат намного дольше.
И ещё. Чем круче спуск, тем меньшее значение для торможения имеют сами тормоза и большее - покрышки, а, самое главное - выбор линии движения. Тормоза ведь не останавливают велосипед, они только мешают колёсам крутиться. Если нет сцепления с почвой - нет и торможения, какая там ни будь гидравлика. Выносит с тропы тоже не из-за тормозов(или вообще торможения), а скорее из-за каких-то ошибок в управлении.
-
4. Больше катайтесь
для сравнения длинны половых органов существует форум флейм. тут разговор про железо.
-
Кстати, насчёт нагрузок на спицы - я совсем не так уверен, что клещевые тормоза создают их меньше.Тормоза останавливают не велосипед, а вращение колёс. Спицы в любом случае должны передать усилие с обода на втулку.
-
Криптон, про породистые колодки для ободных тормозов я не согласен: у меня ободные колодки очень быстро стачиваются, хотя на асфальте покрышки при торможении уходят просто очень быстро.
-
Кстати, насчёт нагрузок на спицы - я совсем не так уверен, что клещевые тормоза создают их меньше.Тормоза останавливают не велосипед, а вращение колёс. Спицы в любом случае должны передать усилие с обода на втулку.
Как раз нет, тут Джаз прав. Грунт - за резину, Резина - за обод, обод - за колодки, колодки - за рычаги, рычаги - за раму. Спицы здесь не причем...
А диски - тут да. Грунт - резина - обод-спицы -втулка - диск - колодки - калипер - рама...
-
Криптон, про породистые колодки для ободных тормозов я не согласен: у меня ободные колодки очень быстро стачиваются, хотя на асфальте покрышки при торможении уходят просто очень быстро.
Может быть, речь идёт о каких-то специально шоссейных колодках? У меня горные служат долго.
Как раз нет, тут Джаз прав. Грунт - за резину, Резина - за обод, обод - за колодки, колодки - за рычаги, рычаги - за раму. Спицы здесь не причем...
А диски - тут да. Грунт - резина - обод-спицы -втулка - диск - колодки - калипер - рама...
Согласен. Значит, есть ещё одно соображение в пользу клещевых. Кстати, контрдовод - износ ободов - моей практикой не подтверждается. У меня есть пара колёс, наездивших тысяч тридцать - на вид обода в исправности.
-
Согласен. Значит, есть ещё одно соображение в пользу клещевых. Кстати, контрдовод - износ ободов - моей практикой не подтверждается. У меня есть пара колёс, наездивших тысяч тридцать - на вид обода в исправности.
Позволь с тобой не согласиться. На вид обода о которых ты писал могут быть в полной исправности, но это только на вид. Если измерить толщину стенок нового и изношенного обода разница может достигать 1мм и это при толщине стенки в 1.5мм На форуме если не ошибаюсь Марик Дизенгоф уже летал из-за стертого обода. Так что тут тоже не все так просто.
-
Согласен. Значит, есть ещё одно соображение в пользу клещевых. Кстати, контрдовод - износ ободов - моей практикой не подтверждается. У меня есть пара колёс, наездивших тысяч тридцать - на вид обода в исправности.
кататься можно по разному. Можно ездить почти не тормозя по равнине, обода пройдут и 100,000. А можно убить колодки и за 500 км.
У Марика из-за износа обода сложилось колесо на спуске.
-
Я именно пытался обнаружить признаки истирания - не может такого быть, чтобы обод стирался равномерно на всю ширину. Ничего нет, стенка толстая и однородная по толщине.
Обод сложить пополам не так трудно при некотором умении. Приземление на повёрнутое переднее колесо, неудачный переход канавы, да мало ли что - дурное дело нехитрое. Совсем не обязательно, что причина стёртый обод.
Кстати, а сломавшееся колесо было с клещевым тормозом?
-
С ви брейками было колесо, и сложилось именно из за того что стерся обод.
-
Я именно пытался обнаружить признаки истирания - не может такого быть, чтобы обод стирался равномерно на всю ширину. Ничего нет, стенка толстая и однородная по толщине.
Обод сложить пополам не так трудно при некотором умении. Приземление на повёрнутое переднее колесо, неудачный переход канавы, да мало ли что - дурное дело нехитрое. Совсем не обязательно, что причина стёртый обод.
Кстати, а сломавшееся колесо было с клещевым тормозом?
Ты прав случаи разные бывают. Но Марик утверждал что обод сложился из-за износа.
На некоторых ободах есть проточка- индикатор, для лёгкого определения предельного износа.
И еще катаясь по грязи то износ ускоряется в разы. Тот же Марик если не ошибаюсь новые колодки укатал за покатушку
-
Тема пустая!!!
Все равно, что спорить кто сильнее слон или кит!!!
-
Безоговорочная капитуляция. Если удалось новые клещевые колодки уходить за выезд, что уж там говорить о сломанном колесе.
И тем не менее......Случилось мне как-то участвовать в некоем подобии следствия. В другом форуме человек спросил, как могло такое произойти - ехал он себе ехал по слегка всхолмлённой равнине......и вдруг обнаружил себя на койке, окружённым ангелами в белых халатах. Велосипед свой он потом получил - со сложенным пополам передним колесом, незадолго до этого собранным лучшим специалистом его страны из деталей более чем достойного уровня. Я сразу ответил - не обработал канаву. Он, напрягши то, что у него осталось от памяти, сказал, что это, видимо, и случилось.
Я к тому, что простые объяснения обычно ближе к истине. Неловкий переход канавы или подвёрнутый руль - особенно в сочетании с.........как бы это.....существенной инертной массой.........может развалить любое колесо.
-
А заднее колесо тоже было на грани креша.Оно все было покрыто микротрещинами.
Обод был как фольга.Данные обода к сожалению были без индикаторов.
Поэтому,когда покупал следующую пару-выбирал с индикаторами.
На Кармеле в дождь и грязь укатал колодки ХТР.Факт.
Но это в поуши в воде и глиной с песком на колесах!
-
Я к тому, что простые объяснения обычно ближе к истине. Неловкий переход канавы или подвёрнутый руль - особенно в сочетании с.........как бы это.....существенной инертной массой.........может развалить любое колесо.
Возможно ошибка человека и привела к развалу обода, но возможно что новый (нестертый) обод в Марика ситуации выдержал. А вообще знал бы где упадешь соломки подстелил.
-
Приятного было мало!Повезло что упал на бок.Так как был в защите,то ободрал только ее.
Да и до машины добратся с тремпом повезло-стоило только на Кармеле помахать сложенным колесом. :)
:)
(http://img2.tapuz.co.il/forums/1_100214294.jpg)
-
Криптон, про породистые колодки для ободных тормозов я не согласен: у меня ободные колодки очень быстро стачиваются, хотя на асфальте покрышки при торможении уходят просто очень быстро.
Может быть, речь идёт о каких-то специально шоссейных колодках? У меня горные служат долго.
красный kool-stop, очень похожи на kool-stop для авидов, по моему единственная разница - форма. Хотя .... может действительно другой материал.
-
Я именно пытался обнаружить признаки истирания - не может такого быть, чтобы обод стирался равномерно на всю ширину. Ничего нет, стенка толстая и однородная по толщине.
Походу ты 30 тыщ без тормозов проехал :)
-
с вибряками хорошое колесо не соберёш
-
с вибряками хорошое колесо не соберёш
что такое хорошее колесо? :evil6:
-
А в чем спор??? Давайте исходить от обратного!
Почему дискам - НЕТ?
Я причин не вижу...
А вот про БРЯКИ, могу сказать что гемора больше, а в принципе все тоже самое! Ну дешевле конечно, это то же не мало важно, для кого то! Короче,есть деньги вариант с Дисками, нет, Бряки то же ни чем не уступят!
-
Все это фигня. Главный вопрос: что лучше: Срам или АМД?
-
Все это фигня. Главный вопрос: что лучше: Срам или АМД?
Лучше Аппл, И ТОЧКА :evil6:
-
с вибряками хорошое колесо не соберёш
??? ??? ???
-
артем, ты нас, как бы это сказать, озадачил...
ЗЫ. Я бы добавил - для в-бряк не соберешь хорошее колесо ЧЕРНОГО цвета. Вот :)
-
ну со своей колокольни Артем прав, хорошие ободные только для кк соревнований бывают. для хулиганства все хай-энд уже дисковые, да и для покатушек тоже.
тем не менее вопрос несколько глупо звучит. первозабаненый неправ в подходе: разница между разными тормозами одной и той же схемы настолько велика, что сравнивать их в принципе - все равно что сравнивать москалей и кацапов. лучше в это дело не влезать, имхо...
насчет черного цвета - не согласен. углеволкно еще никто не отменял.
-
ну со своей колокольни Артем прав, хорошие ободные только для кк соревнований бывают. для хулиганства все хай-энд уже дисковые, да и для покатушек тоже.
Вроде у Мавика нормальный ассортимент ободов под в-бряки. Для тех целей, при которых в-бряки в самый раз, можно собрать очень приличные колеса.
-
например Deemax
-
Есть колодки для ви-брейков эффективно тормозящие, но щадящие обода. По логике они должны быть мягче того, что продают в Розене (Тайваньский "Ягуар" какой-то ???) Что из этого (http://www.discobrakes.com/?s=0&t=2&) посоветуете?
-
Explorer или Tri-Perfomance
Explorer посильней, но очень шумный,
Tri-Perfomance пробовал красные, мягкие и тормозят тоже очень хорошо
-
Tri-Perfomance пробовал красные, мягкие и тормозят тоже очень хорошо
А почём ты Tri-Perfomance здесь брал? Я смотрю по тем, что со сменными картриджами, то разницы вообще почти нет. Я их за 70 шек видел.
-
я их с discobrakes.com заказывал. Кстати, глянь сюда: http://www.velik.org/index.php?option=com_smf&Itemid=92&topic=5885.0 (http://www.velik.org/index.php?option=com_smf&Itemid=92&topic=5885.0)
-
Меня интересует насколько они меньше пилят обод, чем вот эти (http://shop.harim.co.il/product_info.php?products_id=3100) :-\
-
Ещё в мае 2008 перед этим походом (http://www.velik.org/index.php?option=com_smf&Itemid=92&topic=3189.0) поставил такие (http://shop.harim.co.il/product_info.php?products_id=3100) колодки и до сего дня они стёрлись совсем чуть чуть... ??? :-\ Хорошие колодки... с одной стороны. Но с другой, мне страшно за обод Почитаешь отчёты, так народ за поход несколько пар меняет :-\.
-
на счет этого не знаю
-
По моему скромному опыту с v-brake могу сказать вот что:
- правильно что одно из важных соображений для туринга - возможность починить;
- я пользую колодки с картриджем и сменными резинками, резинки самые разные - какие попадуться.
- всегда вожу с собой запасные резинки
- в основном, нормальные на вид резинки работают хорошо хотя можно иногда и нарваться.
- обод держит, при моем цикле катания, где-то 5-8 тысяч; потом износ достигает где-то 0.7мми я их меняю
- истирание колодок очень зависит от условий. Я как-то стер колодки напрочь за час - спуск по мокрой пемзе.
- средне-отфонарный пробег колодок типа 3000км
По науке, есть резина для колодок помягче и пожестче. Мягкая лучше тормозит (меньше усилие на ручку тормоза) но и быстрее стирается. Есть куча других приколов и прикольчиков, но практически значимой разницы не заметил (может, не знаю на что обращать внимание?)
-
Интерестный подход...
- обод держит, при моем цикле катания, где-то 5-8 тысяч; потом износ достигает где-то 0.7мми я их меняю...
Как ты это замеряешь?
-
vkondra - почти в точности так.
У меня обода еще не протирались ни разу, умирали от других болезней (вырванные спицы, замятые боковины, смятия в завале...). Раз в год - меняю колодки, вернее резинки, даже если и стерлись они не сильно. Люблю помягче.
Рекорд по истиранию колодок - спуск к Мертвому морю на перегруженном Мустанге со стальными ободами - 2 пары деоровских спереди и 1 - сзади.
Как износ мерять? на многих ободах есть канавка - индикатор. Стерлось до нее - меняй обод. Глубина этой канавки, как правило 0,7-0,8мм, Нет канавки - померять штангенциркулем или микрометром(для особых любителей техноизвращений, вроде меня ;D), и записать значение. Время от времени повторять замер, и когда результат станет меньше исходного на 1,5 мм - либо менять обод, либо - запасаться зеленкой и одевать защиту ;D ;D ;D.
-
anatoly уже ответил. Как он сказал, так и меряю. Сейчас канавки нет, поэтому штангелем.