Форум velik.org
Велосипед и все что с ним связано => Железо => Тема начата: omer от 27 Сентября 2007, 00:15:02
-
Я планирую собрать небольшой F.A.Q. - часто задаваемые вопросы (с ответами) для данного раздела.
Для этого нужны именно вопросы. Ответы у нас есть :)
Задавайте вопросы в этой теме. На основе вопросов и ответов я напишу "железный" F.A.Q. форума.
Заранее спасибо!
-
Какие вектора сил воздействуют на раму ? Схематично сли можно... >:D
-
Какие вектора сил воздействуют на раму ? Схематично сли можно... >:D
Гы, сейчас придут начинающие и побьют нас за такие вопросы. Но я смело попытаюсь ответить. TEMPO, не давай меня в обиду!
Часть первая: Введение.
Велосипед при езде подвержен множеству сил. Чем больше упругих компонент в велосипеде (амортизационая вилка, задний аморт, амортизационный штырь) тем сложнее общая картина. Поэтому тут я начну с простых конструкций, и перейду к сложным.
Часть вторая: Твердая рама. Педалирование.
Твердая рама на самом деле совсем не твердая. А если точнее, то каретка - самый мягкий элемент в "твердой" раме. Ноги спортсмена проминают каретку из стороны в сторону, цепь пытается вырвать ее из рамы. Как результат нижняя труба и правое нижнее перо страдают больше всего, хотя достается практически всем трубам. Эластичные материалы, такие как сталь или титан сохраняют нагрузки (эффект пружины), и при возврате передают большую часть энергии на колесо. Твердые материалы, как углеволокно или алюминий переводят энергию в разрушающие силы. Алюминий в итоге постепенно накапливает микротрещины и со временем разрушается; углеволокно разрушить сложнее.
Если визуализировать различные составляющие динамики каретки, то можно выделить следующие силы (в порядке ощущаемости):
Выворот каретки в горизонтальной плоскости. Ноги спортсмена проминают каретку из стороны в сторону.
(http://www.bikethink.com/H_torque_load.PNG)
Прогиб каретки: ноги спортсмена прогибают каретку относительно задней оси.
(http://www.bikethink.com/V_force_load.PNG)
Натяжение цепи: цепь тянет каретку на заднее колесо.
(http://www.bikethink.com/H_force_load.png)
Выворот каретки в вертикальной плоскости. Цепь (расположеная справа) вытягивает каретку слева направо:
(http://www.bikethink.com/V_torque_load.PNG)
Выворот каретки в горизонтальной плоскости является самым ощутимым движением рамы в современных шоссейных велосипедах, в то время как на прыжковых велосипедах прогибание каретки относительно колес лидирует по своему эффекту.
Продолжение следует.
Использовались материалы из следующих источников:
1. http://www.bikethink.com/
2. http://www.sheldonbrown.com/rinard/fea.htm
-
спасибо большое
А что касается стакана для вилки и подседельной верхней и нижней труб?
-
спасибо большое
А что касается стакана для вилки и подседельной верхней и нижней труб?
При педалировании на жесткой раме на подседельную, верхнюю и нижнюю трубы передается напряжение от кареточного узла.
А вот при езде по пересеченке есть гораздо больше сил. Об этом - в "продолжении", которое "следует".
-
Как определить необходимый/достаточный диаметр переднего/заднего тормозного ротора есть для этого формула? Пример мой вел используется как АМ мой снаряжённый вес +\- 92кг. Сейчас стоят роторы 203 и 160мм
-
Этого тебе достаточно!
Можно даже 180-160 или 180-180 или 203-180(у меня так вроде).
-
Как определить необходимый/достаточный диаметр переднего/заднего тормозного ротора есть для этого формула? Пример мой вел используется как АМ мой снаряжённый вес +\- 92кг. Сейчас стоят роторы 203 и 160мм
Техника торможения, покрышки, давление в колесах и колодки гораздо важнее чем диаметр переднего ротора. Задний ротор имеет смысл ставить самого маленького диаметра, так как он тяжелый (мешает ускоряться) и не нужный (на двухподвесе нужно сильно стараться для использования заднего тормоза).
Основное преимущество больших роторов (кроме "профессионального" вида) в быстром охлаждении. Это необходимо при затяжных спусках с подтормаживанием.
Если тягучего торможения не предвидится, то имеет смысл обращать внимание именно на технику торможения (перевод веса назад, давить обоими ногами на каретку, вжимание колес в грунт) и на качественные покрышки.
-
Ну тогда по омеровской теории мой вариант 203 + 160 самый оптимальный 8)
А теперь вопрос, какой самый большой ротор используется на велосипедах. Видел упоминания про 210мм.
-
Нужна инфа по длине вилок NIXON, PIKE, TALAS 140. Производители почему-то не указывают этот важный параметр. И вообще для будущего вела подбираю вилку с ходом 140-145. Не знаю что выбрать какие плюсы и минусы в указаных выше вилках. Мезрочи не рассматриваю так как не видел ни одной достойной вилки этого производителя с таким ходом.
-
Нужна инфа по длине вилок NIXON, PIKE, TALAS 140. Производители почему-то не указывают этот важный параметр. И вообще для будущего вела подбираю вилку с ходом 140-145. Не знаю что выбрать какие плюсы и минусы в указаных выше вилках. Мезрочи не рассматриваю так как не видел ни одной достойной вилки этого производителя с таким ходом.
Так как ни одной из этих вилок у меня под рукой нет, я обратился к интернету. И вот что я там нашел:
Manitou Nixon 2005 (145 mm travel): 518 mm
FOX TALAS 2007 (140 mm travel): 510 mm
RockShox PIKE 2006 (140 mm travel) 521 mm
Апдейт: SRAM утверждает что на вилке PIKE axle-to-crown - 518 mm.
Источники:
http://www.farkin.net/wiki/index.php/Axle_to_Crown_Measurements_Database
http://www.leelikesbikes.com/fox-racing-shox-2007-32mm-forks-and-rp23-shocks.html
http://bb.nsmb.com/showthread.php?t=72237
Официальный док SRAM по вилкам
http://www.sram.com/_media/techdocs/07_RockShox_SPC_Tech_B%20Print.pdf
-
Sanches
А теперь вопрос, какой самый большой ротор используется на велосипедах. Видел упоминания про 210мм.
9инч == 223мм
-
Как определяют ход вилки в зависимости от предназначения
Есть 65 85 100 120 130 140 и тд и тп
Есть регулируемые вилки там вообще по 5 мм можно менять
Для чего столько ходов неужели все из них имеют четкое определение по функции применения?
-
Ход вилки это только один из параметров вилки. Так как ход легко сравнивать, то вилки разделяют на категории по "ходу". На самом деле, важными параметрами являются вес вилки, жесткость (в нескольких плоскостях) и плюшевость.
Скажу сразу - про фрирайд (дроппинг), дерт, слоупстайил я знаю очень мало, поэтому все что я скажу ниже про эти стили - основано на слухах.
Итак.....
Сначала базовые понятия:
- Длина вилки (расстояние ось-корона, по аглийски "axle-to-crown")
- Ход вилки
- Вес вилки (в граммах)
- Торсионная жесткость вилки (тут единицами измерения меньше пользуются, а скорее категориями - "гибкая", "нормальная", "жесткая")
- Продольная жесткость вилки (дитто)
- Чувствительность амортизации - "плюшевая", "нормальная", "дубовая"
В принципе, чем легче вилка, тем, скорее всего, она будет "мягче". Соответсвенно, чем "жестче" вилка, тем, скорее всего, она будет тяжелее.
Двухкоронки в принципе жестче однокоронок.
Чем больше диаметр "ног", тем жестче будет вилка.
Для кросс-кантри (олимпийской дисциплины) используются вилки ходом до 80 мм (для марафонов до 100 мм), как можно более легкие. Вилка SID фирмы RockShox при очень низком весе отличается весьма низкой жесткостью. Тем не менее, SID уважаемая вилка. Ход SID - 63 mm. Используются только воздушные вилки.
Для покатушек (trail bikes, "легкий all-mountain") используются ходы от 100 до 140 мм. Требования по весу менее жесткие, требования по жесткости - более весомые. В основном используются воздушные вилки, но иногда можно встретить пружинные. Пружинные более тяжелые, но более "плюшевые".
Для соревнований по скоростному спуску (downhill) используются вилки от 140 до 203 мм хода. Чем ровнее маршрут, тем короче будет вилка (если конечно ездок может позволить себе менять вилки перед каждым соревнованием). Чем жестче и чем плюшевее вилка для скоростого спуска, тем лучше будет управляемость велосипеда.
Для прыжков вилки должны быть "дубовыми". Чем "плюшевее" вилка, тем больше энергии уйдет на работу амортизатора, вместо подьема велосипеда вверх. С другой стороны, при приземлении вилка должна поглощать энергию. Поэтому на прыжках используют короткоходные вилки с высоким коэффициентом компрессии и низкой скоростью возврата. Такая вилка позволит высоко взлететь, и поглотит удар при приземлении. Ход - 100-120 мм.
Для фрирайда - честно говоря, не знаю.
Для all-mountain (в моей интерпретации) - 140-160 mm хода.
В графическом представлении:
80 cross- dirt
100 country --"-- trail bikes
120 --"-- --"--
140 --"-- all-mountain downhilll
160 --"-- --"--
180 freeride --"--
200 --"-- --"--
----------------------------------------------------------------------------
"дубовые" "плюшевые"
"гибкие" "жесткие"
-
Для ФР -> 180-200, но иногда особо техничные райдёры ставят и 160.
Хотя с выходом Тотема, практически все перешли на неё - просто убер вилка говорят для ФР!
-
В мануале РоксШока написано следующее Lubricate dust seals/upper tubes как это понять?
-
Аглицкого не знаю, но сдается мне, что это тальк.
-
В мануале РоксШока написано следующее Lubricate dust seals/upper tubes как это понять?
Дословно переводится как смазать отпечатки пыли/верхние трубы, что бы это значило?
-
В мануале РоксШока написано следующее Lubricate dust seals/upper tubes как это понять?
Дословно переводится как смазать отпечатки пыли/верхние трубы, что бы это значило?
dust seals - ето пыльники
-
Пыльники смазывают? Если да то чем?
-
силиконом. брызгаешь на "ноги" и прожимаешь вилку пару раз.
тальком не надо.
-
Так мазать таки надо или нет? Есть агрументированные ответы как "за" так и "против". И где меньшее зло?
-
Работают ли мышцы бицепса бедра (двуглавая бедра) при вкручивании
-
Так мазать таки надо или нет? Есть агрументированные ответы как "за" так и "против". И где меньшее зло?
Имеет смысл следовать рекомендациям производителя. Различные материалы смазки, сальников/пыльников и покрытие "ног" по разному реагируют на смазку.
-
Работают ли мышцы бицепса бедра (двуглавая бедра) при вкручивании
Да, при педалировании "кругом", а также при педалировании стоя.
С сайта Lee McCormak:
[attach=1]
Диаграма илюстрирует работу разных мышц при педалировании "кругом". Оранжевым цветом отмечено наибольшее влияние бицепса бедра на ход велика.
-
Вопрос из серии "хотел спростиь но стеснялся" Хотя кто стесняется тот не учится КОРОЧЕ,Вопросы -
1)Влияет ли размер рамы на ее крепость?
2)И почему рамы разных размеров стоят одинаково Ну должна же быть разница хоть в 5 долларов?
-
1. Думаю что да особенно если у рамы есть консоли, плюс к этому большая рама-тяжёлый райдер.
2. На обувь и одежду разных размеров цена тоже не отличается :) А если серьёзно то в стоимость рамы заложено очень много составляющих. omer уже писал об этом. В кратце это разработка, изготовление, испытания, спонсарство и т.д. стоимость материала это лишь не большая часть затрат. За лишний сантиметр трубы брать пол доллара просто не серьёзно.
-
То есть чем больше размер рамы тем она крепче? А я думал наоборот.
-
То есть чем больше размер рамы тем она крепче?
На оборот , слабее
-
Есть крепления дисковых тормозов Post Mount & IS Mount в чём разница?
-
Вот:
(http://www.pricepoint.com/images/TECH_pages/TECH_Disk_tab_type.jpg)
-
На ПостМаунт типа проще тормоз ставить - ручку тормозную зажал и болты крепежные затянул. Но на жопном тормозе таки с шайбочками все равно играться придется.
-
Пишут Post Mount намного жёсче и надёжней чем IS Mount но есть и минус, резьба нарезана прямо в ноге вилки, у IS Mount резьба в переходнике. Если сорвать резьбу в Post Mount то много гемороя востановить крепление. Настоятельно рекомендуется использовать динаметрический ключ и затягитвать винты с рекомендуемым производителем усилием.
-
Все больше и больше производителей переходят на Пост Маунт, и все больше и больше деталей требуют динамометрического ключа.
Мне кажется что Пост Маунт дешевле, и поэтому используется чаще. Разница казалось бы совсем мизерная, но следует учесть что доллар разницы в отпускной цене производителя (в единицах "вилка амортизационная, один вагон") отражается в десятках долларов разницы между розничными ценами.
-
Ну вы меня блин запутали.
есть гоночная вилка Магура с пост маунтом и та что пониже уровнем с ИС.
Так что же брать??!
-
ту у которой
сиськи больше демпфер лучше. Ну или ту которая легче/дешевле, если демпферы одинаковы.
-
piersto, не парься там где это не нужно! С любого стандарта на любой есть переходники. Выбирай вилку не по крепежу тормозоа (и ваще - в-бряки рулят!), а по характеристикам.
-
omer ;D
Не путай буфер и демпфер ;)