Форум velik.org

Велосипед и все что с ним связано => Железо => Тема начата: omer от 27 Сентября 2007, 00:15:02

Название: F.A.Q.
Отправлено: omer от 27 Сентября 2007, 00:15:02
Я планирую собрать небольшой F.A.Q. - часто задаваемые вопросы (с ответами) для данного раздела.

Для этого нужны именно вопросы. Ответы у нас есть :)

Задавайте вопросы в этой теме. На основе вопросов и ответов я напишу "железный" F.A.Q. форума.

Заранее спасибо!
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: Tempo от 27 Сентября 2007, 06:19:05
Какие вектора сил воздействуют на раму ? Схематично сли можно... >:D
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: omer от 27 Сентября 2007, 06:55:32
Какие вектора сил воздействуют на раму ? Схематично сли можно... >:D


Гы, сейчас придут начинающие и побьют нас за такие вопросы. Но я смело попытаюсь ответить. TEMPO, не давай меня в обиду!

Часть первая:  Введение.

Велосипед при езде подвержен множеству сил. Чем больше упругих компонент в велосипеде (амортизационая вилка, задний аморт, амортизационный штырь) тем сложнее общая картина. Поэтому тут я начну с простых конструкций, и перейду к сложным.

Часть вторая: Твердая рама. Педалирование.

Твердая рама на самом деле совсем не твердая. А если точнее, то каретка - самый мягкий элемент в "твердой" раме. Ноги спортсмена проминают каретку из стороны в сторону, цепь пытается вырвать ее из рамы. Как результат нижняя труба и правое нижнее перо страдают больше всего, хотя достается практически всем трубам. Эластичные материалы, такие как сталь или титан сохраняют нагрузки (эффект пружины),  и при возврате передают большую часть энергии на колесо. Твердые материалы, как углеволокно или алюминий переводят энергию в разрушающие силы. Алюминий в итоге постепенно накапливает микротрещины и со временем разрушается; углеволокно разрушить сложнее.

Если визуализировать различные составляющие динамики каретки, то можно выделить следующие силы (в порядке ощущаемости):


Выворот каретки в горизонтальной плоскости. Ноги спортсмена проминают каретку из стороны в сторону.
(http://www.bikethink.com/H_torque_load.PNG)


Прогиб каретки: ноги спортсмена прогибают каретку относительно задней оси.
(http://www.bikethink.com/V_force_load.PNG)

Натяжение цепи: цепь тянет каретку на заднее колесо.
(http://www.bikethink.com/H_force_load.png)


Выворот каретки в вертикальной плоскости. Цепь (расположеная справа) вытягивает каретку слева направо:
(http://www.bikethink.com/V_torque_load.PNG)

Выворот каретки в горизонтальной плоскости является самым ощутимым движением рамы в современных шоссейных велосипедах, в то время как на прыжковых велосипедах прогибание каретки относительно колес лидирует по своему эффекту.

Продолжение следует.

Использовались материалы из следующих источников:

1. http://www.bikethink.com/
2. http://www.sheldonbrown.com/rinard/fea.htm
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: Tempo от 27 Сентября 2007, 07:36:37
спасибо большое
А что касается стакана для вилки и подседельной верхней и нижней труб?
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: omer от 27 Сентября 2007, 15:05:13
спасибо большое
А что касается стакана для вилки и подседельной верхней и нижней труб?


При педалировании на жесткой раме на подседельную, верхнюю и нижнюю трубы передается напряжение от кареточного узла.

А вот при езде по пересеченке есть гораздо больше сил. Об этом - в "продолжении", которое "следует".
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: sanchez от 03 Октября 2007, 09:04:56
Как определить необходимый/достаточный диаметр переднего/заднего тормозного ротора есть для этого формула? Пример мой вел используется как АМ мой снаряжённый вес +\- 92кг. Сейчас стоят роторы 203 и 160мм
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: BarbaCat от 03 Октября 2007, 22:10:13
Этого тебе достаточно!
Можно даже 180-160 или 180-180 или 203-180(у меня так вроде).
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: omer от 03 Октября 2007, 22:53:35
Как определить необходимый/достаточный диаметр переднего/заднего тормозного ротора есть для этого формула? Пример мой вел используется как АМ мой снаряжённый вес +\- 92кг. Сейчас стоят роторы 203 и 160мм

Техника торможения, покрышки, давление в колесах и колодки гораздо важнее чем диаметр переднего ротора. Задний ротор имеет смысл ставить самого маленького диаметра, так как он тяжелый (мешает ускоряться) и не нужный (на двухподвесе нужно сильно стараться для использования заднего тормоза). 

Основное преимущество больших роторов (кроме "профессионального" вида) в быстром охлаждении. Это необходимо при затяжных спусках с подтормаживанием.

Если тягучего торможения не предвидится, то имеет смысл обращать внимание именно на технику торможения (перевод веса назад, давить обоими ногами на каретку, вжимание колес в грунт) и на качественные покрышки. 
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: sanchez от 03 Октября 2007, 23:51:25
 Ну тогда по омеровской теории мой вариант 203 + 160 самый оптимальный  8)
А теперь вопрос, какой самый большой ротор используется на велосипедах. Видел упоминания про 210мм.
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: sanchez от 04 Октября 2007, 00:01:34
Нужна инфа по длине вилок NIXON, PIKE, TALAS 140. Производители почему-то не указывают этот важный параметр. И вообще для будущего вела подбираю вилку с ходом 140-145. Не знаю что выбрать какие плюсы и минусы в указаных выше вилках. Мезрочи не рассматриваю так как не видел ни одной достойной вилки этого производителя с таким ходом.
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: omer от 04 Октября 2007, 00:28:04
Нужна инфа по длине вилок NIXON, PIKE, TALAS 140. Производители почему-то не указывают этот важный параметр. И вообще для будущего вела подбираю вилку с ходом 140-145. Не знаю что выбрать какие плюсы и минусы в указаных выше вилках. Мезрочи не рассматриваю так как не видел ни одной достойной вилки этого производителя с таким ходом.



Так как ни одной из этих вилок у меня под рукой нет, я обратился к интернету. И вот что я там нашел:

Manitou     Nixon   2005           (145 mm travel): 518 mm
FOX          TALAS 2007           (140 mm travel):   510 mm
RockShox   PIKE    2006           (140 mm travel)              521 mm

Апдейт:  SRAM утверждает что на вилке PIKE axle-to-crown - 518 mm.

Источники:
http://www.farkin.net/wiki/index.php/Axle_to_Crown_Measurements_Database
http://www.leelikesbikes.com/fox-racing-shox-2007-32mm-forks-and-rp23-shocks.html
http://bb.nsmb.com/showthread.php?t=72237

Официальный док SRAM по вилкам
http://www.sram.com/_media/techdocs/07_RockShox_SPC_Tech_B%20Print.pdf
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: BarbaCat от 04 Октября 2007, 01:21:07
Sanches
Цитировать
А теперь вопрос, какой самый большой ротор используется на велосипедах. Видел упоминания про 210мм.
9инч == 223мм
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: Tempo от 04 Октября 2007, 06:44:39
Как определяют ход вилки в зависимости от предназначения
Есть 65 85 100 120 130 140 и тд и тп
Есть регулируемые вилки там вообще по 5 мм можно менять
Для чего столько ходов неужели все из них имеют четкое определение по функции применения?
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: omer от 04 Октября 2007, 08:02:25
Ход вилки это только один из параметров вилки. Так как ход легко сравнивать, то вилки разделяют на категории по "ходу". На самом деле, важными параметрами являются вес вилки, жесткость (в нескольких плоскостях) и плюшевость.

Скажу сразу - про фрирайд (дроппинг), дерт, слоупстайил я знаю очень мало, поэтому все что я скажу ниже про эти стили - основано на слухах.


Итак.....

Сначала базовые понятия:

- Длина вилки (расстояние ось-корона, по аглийски "axle-to-crown")
- Ход вилки
- Вес вилки (в граммах)
- Торсионная жесткость вилки (тут единицами измерения меньше пользуются, а скорее категориями - "гибкая", "нормальная", "жесткая")
- Продольная жесткость вилки (дитто)
- Чувствительность амортизации - "плюшевая", "нормальная", "дубовая"

В принципе, чем легче вилка, тем, скорее всего, она будет "мягче". Соответсвенно, чем "жестче" вилка, тем, скорее всего, она будет тяжелее.

Двухкоронки в принципе жестче однокоронок.
Чем больше диаметр "ног", тем жестче будет вилка.

Для кросс-кантри (олимпийской дисциплины) используются вилки ходом до 80 мм (для марафонов до 100 мм), как можно более легкие. Вилка SID фирмы RockShox при очень низком весе отличается весьма низкой жесткостью. Тем не менее, SID уважаемая вилка. Ход SID - 63 mm. Используются только воздушные вилки.

Для покатушек (trail bikes, "легкий all-mountain") используются ходы от 100 до 140 мм. Требования по весу менее жесткие, требования по жесткости - более весомые.  В основном используются воздушные вилки, но иногда можно встретить пружинные. Пружинные более тяжелые, но более "плюшевые".

Для соревнований по скоростному спуску (downhill) используются вилки от 140 до 203 мм хода.  Чем ровнее маршрут, тем короче будет вилка (если конечно ездок может позволить себе менять вилки перед каждым соревнованием).  Чем жестче и чем плюшевее вилка для скоростого спуска, тем лучше будет управляемость велосипеда.


Для прыжков вилки должны быть "дубовыми". Чем "плюшевее" вилка, тем больше энергии уйдет на работу амортизатора, вместо подьема велосипеда вверх. С другой стороны, при приземлении вилка должна поглощать энергию. Поэтому на прыжках используют короткоходные вилки с высоким коэффициентом компрессии и низкой скоростью возврата. Такая вилка позволит высоко взлететь, и поглотит удар при приземлении. Ход - 100-120 мм.

Для фрирайда - честно говоря, не знаю.

Для all-mountain (в моей интерпретации) - 140-160 mm хода.


В графическом представлении:

80      cross-          dirt
100        country      --"--    trail bikes
120                         --"--        --"--
140                                         --"--       all-mountain           downhilll
160                                                             --"--                  --"--
180                                                       freeride                        --"--
200                                                           --"--                          --"--

----------------------------------------------------------------------------
         "дубовые"                                                                   "плюшевые"
     
         "гибкие"                                                                      "жесткие"
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: BarbaCat от 04 Октября 2007, 13:06:23
Для ФР -> 180-200, но иногда особо техничные райдёры ставят и 160.
Хотя с выходом Тотема, практически все перешли на неё - просто убер вилка говорят для ФР!
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: sanchez от 06 Октября 2007, 07:28:46
В мануале РоксШока написано следующее Lubricate dust seals/upper tubes как это понять?
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: Wodqnoj от 06 Октября 2007, 07:44:58
Аглицкого не знаю, но сдается мне, что это тальк.
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: sanchez от 06 Октября 2007, 07:52:20
В мануале РоксШока написано следующее Lubricate dust seals/upper tubes как это понять?

Дословно переводится как смазать отпечатки пыли/верхние трубы, что бы это значило?
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: roamer29 от 06 Октября 2007, 08:07:39
В мануале РоксШока написано следующее Lubricate dust seals/upper tubes как это понять?

Дословно переводится как смазать отпечатки пыли/верхние трубы, что бы это значило?

dust seals - ето пыльники
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: sanchez от 06 Октября 2007, 08:29:18
Пыльники смазывают? Если да то чем?
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: omer от 06 Октября 2007, 16:43:00
силиконом. брызгаешь на "ноги" и прожимаешь вилку пару раз.
тальком не надо.
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: Bedolaga от 06 Октября 2007, 18:51:11
Так мазать таки надо или нет? Есть агрументированные ответы как "за" так и "против". И где меньшее зло?
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: Tempo от 06 Октября 2007, 20:04:20
Работают ли мышцы бицепса бедра (двуглавая бедра) при вкручивании
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: omer от 06 Октября 2007, 20:07:40
Так мазать таки надо или нет? Есть агрументированные ответы как "за" так и "против". И где меньшее зло?

Имеет смысл следовать рекомендациям производителя. Различные материалы смазки, сальников/пыльников и покрытие "ног" по разному реагируют на смазку.
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: omer от 06 Октября 2007, 20:16:20
Работают ли мышцы бицепса бедра (двуглавая бедра) при вкручивании

Да, при педалировании "кругом", а также при педалировании стоя.

С сайта Lee McCormak:

[attach=1]

Диаграма илюстрирует работу разных мышц при педалировании "кругом". Оранжевым цветом отмечено наибольшее влияние бицепса бедра на ход велика.
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: Tempo от 08 Октября 2007, 15:07:24
Вопрос из серии "хотел спростиь но стеснялся" Хотя кто стесняется тот не учится КОРОЧЕ,Вопросы -
1)Влияет ли размер рамы на ее крепость?
2)И почему рамы разных размеров стоят одинаково Ну должна же быть разница хоть в 5 долларов?
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: sanchez от 08 Октября 2007, 15:20:29
1. Думаю что да особенно если у рамы есть консоли, плюс к этому большая рама-тяжёлый райдер.
2. На обувь и одежду разных размеров цена тоже не отличается :) А если серьёзно то в стоимость рамы заложено очень много составляющих. omer   уже писал об этом. В кратце это разработка, изготовление, испытания, спонсарство и т.д. стоимость материала это лишь не большая часть затрат. За лишний сантиметр трубы брать пол доллара просто не серьёзно.
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: Tempo от 08 Октября 2007, 15:35:32
То есть чем больше размер рамы тем она крепче? А я думал наоборот.
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: sanchez от 08 Октября 2007, 15:47:42
То есть чем больше размер рамы тем она крепче?

На оборот , слабее
Название: Post Mount & IS Mount в чём разница?
Отправлено: piersto от 05 Ноября 2007, 02:09:21
Есть крепления дисковых тормозов Post Mount & IS Mount в чём разница?
Название: Re: Post Mount & IS Mount в чём разница?
Отправлено: piersto от 05 Ноября 2007, 11:19:19
Вот:
(http://www.pricepoint.com/images/TECH_pages/TECH_Disk_tab_type.jpg)
Название: Re: Post Mount & IS Mount в чём разница?
Отправлено: Bedolaga от 05 Ноября 2007, 11:34:29
На ПостМаунт типа проще тормоз ставить - ручку тормозную зажал и болты крепежные затянул. Но на жопном тормозе таки с шайбочками все равно играться придется.
Название: Re: Post Mount & IS Mount в чём разница?
Отправлено: sanchez от 05 Ноября 2007, 11:56:54
Пишут Post Mount намного жёсче и надёжней чем IS Mount но есть и минус, резьба нарезана прямо в ноге вилки, у IS Mount резьба в переходнике. Если сорвать резьбу в Post Mount то много гемороя востановить крепление. Настоятельно рекомендуется использовать динаметрический ключ и затягитвать винты с рекомендуемым производителем усилием.
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: omer от 05 Ноября 2007, 12:19:41
Все больше и больше производителей переходят на Пост Маунт, и все больше и больше деталей требуют динамометрического ключа.

Мне кажется что Пост Маунт дешевле, и поэтому используется чаще. Разница казалось бы совсем мизерная, но следует учесть что доллар разницы в отпускной цене производителя (в единицах "вилка амортизационная, один вагон") отражается в десятках долларов разницы между розничными ценами.
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: piersto от 09 Ноября 2007, 04:03:38
Ну вы меня блин запутали.
есть гоночная вилка  Магура с пост маунтом и та что пониже уровнем с ИС.
Так что же брать??!
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: omer от 09 Ноября 2007, 04:32:39
ту у которой сиськи больше демпфер лучше. Ну или ту которая легче/дешевле, если демпферы одинаковы.
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: Bedolaga от 09 Ноября 2007, 09:16:30
piersto, не парься там где это не нужно! С любого стандарта на любой есть переходники. Выбирай вилку не по крепежу тормозоа (и ваще - в-бряки рулят!), а по характеристикам.
Название: Re: F.A.Q.
Отправлено: BarbaCat от 09 Ноября 2007, 10:45:27
omer ;D
Не путай буфер и демпфер ;)